что это, виды, расчет (калькулирование)
Здравствуйте! Сегодня поговорим про себестоимость услуг, ее расчет и формирование. Любой бизнесмен, чье предприятие специализируется на оказании услуг, должен установить реальные конкурентоспособные цены на свои услуги. Для того чтобы это сделать, необходимо рассчитать фактическую себестоимость услуг, ведь именно этот показатель влияет на ценообразование. Давайте вместе разберемся, что скрывается под термином «себестоимость» и как она определяется.
Что такое себестоимость услуг — общее понятие
С помощью определения себестоимости, можно рассчитать наценку. Существует несколько разновидностей себестоимости. Ее определяют индивидуально для каждого предприятия. Если компания занимается выпуском продукции, тогда рассчитывается себестоимость товара. Если товаром являются услуги, тогда рассчитывается себестоимость услуг.
Для лучшего понимания приведем примеры. В случае если предприятие занимается производством мягких игрушек, тогда рассчитывается себестоимость игрушки. Если рассматривать транспортную компанию, которая занимается перевозками, тогда рассчитывается
Себестоимость услуг – это сумма всех издержек, выраженная в денежном эквиваленте, которые понесло предприятие для предоставления услуги.
Этот качественный показатель используется при определении эффективности предприятия и его финансового состояния. Он зависит от вида оказываемых услуг.
Например, если рассматривать парикмахерскую и аутсорсинговую компанию, которая специализируется на предоставлении бухгалтерских услуг, то себестоимость реализованных услуг первой организации будет выше, чем у второй. Все из-за того, что для оказания парикмахерских услуг требуется большее количество расходных материалов, инструментов и т. д., чем для аутсорсинговой компании.
Типы / виды себестоимости услуг и ее структура
Различают несколько типов себестоимости.
- Полная себестоимость услуг – это отношение всех издержек предприятия ко всему объему производства. То есть в расчет берут общие показатели производства.
- Предельная себестоимость услуг – это себестоимость каждой отдельной услуги.
Для того чтобы рассчитать себестоимость проданных услуг необходимо знать, что она может иметь 2 структуры. Структурой считается совокупность всех затрат для осуществления той или иной услуги. Итак, различают:
- себестоимость по статьям калькуляции;
- себестоимость по элементам затрат.
kakzarabativat.ru
Что такое себестоимость продукции? Классификация затрат на производство.
В статье разберемся, что такое себестоимость продукции, как она формируется и из каких затрат состоит. Также рассмотрим классификацию производственных затрат. Какие затраты бывают?
Сегодня мы начинаем новую большую тему, в которой рассмотрим, как происходит учет основного производства на предприятии. Для того, чтобы был понятен весь дальнейший материал, здесь хочу привести некоторые основные понятия, связанные с производством.
С самим расчетом себестоимости будет разбираться в следующих статьях. Не забудьте подписаться на нашу рассылку, чтобы не пропустить выход новых статей.
Понятие себестоимости продукции
Себестоимость продукции — это по сути дела сумма всех затрат (в денежной форме), связанных с производством и реализацией этой продукции.
Каждое отдельное изделие, полуфабрикат, работы, услуги, стоимость которых можно определить, представляет из себя объект калькуляции, то есть объект, стоимость которого мы можем разбить на составляющие эту стоимость затраты.
Для каждого объекта нужно правильно выбрать калькуляционную единицу, то есть единицу продукции, для которой на производстве определяется себестоимость. Это могут быть либо натуральные единицы, например килограмм, тонна или метр, либо условно-натуральные, которые определяются расчетным методом с помощью специальных коэффициентов. Причем калькуляционные единицы могут и не совпадать с учетной натуральной единицей. Например, учетной единицей является 1 кг продукции, а калькуляционной 1 тонна или 1 центнер.
Затраты на производство складываются из следующих элементов:
- заработная плата (счет 70),
- материалы (счет 10),
- амортизация (счет 02),
- прочие расходы (счет 91),
- отчисления на социальные нужды (счет 69).
Таким образом, чтобы определить себестоимость продукции, нужно определить все затраты, каким либо образом связанных с производством и реализацией данной продукции. Для удобства все затраты группируют и учитывают по, так называемым, статьям калькуляции.
Эти статьи калькуляции выглядят следующим образом:
- сырье и материалы
- возвратные отходы (вычитаются)
- покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций
- топливо и энергия на технологические цели
- заработная плата производственных рабочих
- отчисления на социальные нужды
- расходы на подготовку и освоение производства
- общепроизводственные расходы
- общехозяйственные расходы
- потери от брака
- прочие производственные расходы
- коммерческие расходы.
Первые 11 пунктов составляют производственную себестоимость продукции, а все 12 пунктов составляют полную себестоимость.
Видео-урок: “Себестоимость, методы определения и расчет в бухгалтерии”
Видео-урок от эксперта сайта “Бухгалтерия для чайников” Натальи Васильевны Гандевой о методах расчета себестоимости в бухгалтерии. Рассматриваются практические примеры и типовые проводки.
Классификация затрат на производство продукции
- По экономической роли в процессе производства: основные (связаны напрямую с производством: сырье, материалы и другие расходы, кроме общепроизводственных и общехозяйственных) и накладные (связаны с управлением и обслуживанием производства: общепроизводственные и общехозяйственные затраты).
- По составу: одноэлементные (состоят из одного элемента: зарплата, амортизация) и комплексные (состоят из нескольких элементов: цеховые, общезаводские).
- По способу включения в себестоимость продукции: прямые (связанны с производством одного вида продукции и прямо относящиеся на его себестоимость: сырье, материалы, потери от брака) и косвенные (не относятся прямо на себестоимость и распределяются косвенно, то есть условно: общепроизводственные, общехозяйственные)
- По отношению к объему производства: переменные (изменяются пропорционально изменению объема производства продукции: сырье, материалы, зарплата), условно-переменные (зависят от объема производства, но не прямопропорционально: общепроизводственные), условно-постоянные (почти не зависят от изменения объемов производства: общепроизводственные, общехозяйственные расходы).
- По периодичности возникновения: текущие (имеют определенную периодичность: расход сырья, материала) и единовременные (на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, пуск нового производства).
- По участию в процессе производства: производственные (связаны с изготовлением товарной продукции) и внепроизводственные, коммерческие (связаны с реализацией продукции).
- По эффективности: производительные (на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации хозяйства) и непроизводительные (являются следствием недостатков в технологии и организации производства: потери от простоев, брак).
Теперь Вы знаете что такое себестоимость продукции, из чего она состоит и какая классификация затрат на производство продукции существует. Далее будем разбираться непосредственно со счетом 20 Основное производство.
online-buhuchet.ru
Что такое себестоимость и что входит в ее состав?
Любое предприятие, выпускающее какие-либо товары или оказывающее какие-либо услуги, имеет бизнес-план. Это ежегодно составляемая программа, содержащая описание деятельности фирмы, планируемый объем выпускаемой продукции, выручку, прибыль и затраты. В свою очередь, именно затраты дают человеку представление о том, что такое себестоимость продукции.
Внедряя новые технологии, используя работу машин и оборудования, сжигая топливо и расходуя материалы, предприятие тратит огромные средства на выпуск продукции. Именно они лежат в основе себестоимости – главного показателя, на котором основывается экономическая эффективность работы фирмы.Анализ данного индикатора позволяет найти тот объем производства, при котором выпуск продукции будет приносить прибыль. Фундаментом себестоимости являются постоянные (никаким образом не зависят от объема выпускаемой продукции) и переменные (могут колебаться в зависимости от объемных показателей выпуска товара) затраты. Так что такое себестоимость и что входит в ее состав?
Этот показатель рассматривают в разрезе статей калькуляции, а также по затратам, используемым для производства продукции. В основе расчета полной себестоимости лежат следующие расходы:
— материальные затраты, включающие стоимость таких компонентов, как сырье и материалы, детали, комплектующие изделия и т.д.;
— амортизация основного оборудования и основных средств;
— заработная плата работников, участвующих в процессе производства;
— отчисления из начисленной заработной платы: так называемые пенсионные, социальные и страховые взносы;
— прочие затраты.
Более полную картину, рассказывающую, что такое себестоимость, представляют отраслевые отделы предприятия. Каждый отдел или цех, участвующий в производстве продукции, имеет свои узкоспециализированные затраты. Так, они включают в себя расходы на общехозяйственные и общепроизводственные нужды, на бракованную продукцию и возвратные отходы, на оплату труда работников и отчисления из нее, на приобретенные комплектующие изделия и услуги сторонних организаций, а также прочие расходы. Все эти составляющие входят в структуру такого понятия, как цеховая себестоимость.
Каждый отдел, каждый цех и каждое подсобное производство, прямым или косвенным образом участвующее в выпуске продукции, влияет на лежащую в основе цены товара себестоимость. Поэтому эффективная работа каждого участника производственного процесса позволяет минимизировать себестоимость продаж, увеличить выручку и, как следствие, чистый доход. Именно от этих факторов зависит прибыльная работа компании.Что такое себестоимость продаж? Все затраты, которые несет предприятие по реализации продукции, включая услуги сторонних организаций, транспорта и прочих, входят в состав данного показателя. Реализованная продукция дает еще один такой показатель как себестоимость реализованной продукции. Основу данного показателя составляют затраты на производство товара, на сбыт и управление.
Таким образом, себестоимость – это стоимостное выражение суммы всех затрат, которые несет предприятие при производстве, хранении и сбыте продукции. А чистая прибыль является основным и главным показателем деятельности организации, на который она влияет.
fb.ru
Как рассчитать себестоимость продукции (товара, услуги) и зачем нужен анализ затрат? :: SYL.ru
Из чего состоит себестоимость продукции?
Каждое коммерческое предприятие, любого предпринимателя интересует то, как рассчитать себестоимость продукции, чтобы остаться «на плаву» в период кризиса и получать в дальнейшем хороший доход. В таких случаях на помощь приходит калькулирование, которое позволяет обосновать уровень цен (тарифов), определить прибыль, а также оценить эффективность производственных процессов и экономического развития компании. Калькуляция может быть плановой или фактической. Естественно, задавшись вопросом «Как рассчитать себестоимость продукции?», сначала составляют план. Обычно для него применяют прогрессивные нормы, на основании которых предприятие должно использовать свои ресурсы. Также некоторые организации берут для плановой калькуляции бухгалтерские данные прошедшего периода, которые увеличивают на коэффициент-дефлятор (он утверждается Росстатом). По окончании года подсчитывают фактические расходы и сравниваются с запланированными. Очень удобно проводить этот анализ в обычной таблице Excel, например, такой формы:
Пор.№ | Статьи затрат | План | Факт | Отклонение от плана (+ или -) |
1 | Материалы (сырье, полуфабрикаты) | |||
2 | Электроэнергия или топливо для производства | |||
3 | Зарплата производственного персонала (работников) | |||
4 | Отчисления в ПФ, ТФОМС, ФСС | |||
5 | Услуги сторонних организаций | |||
6 | Подготовительные работы | |||
7 | Амортизация оборудования (помещений, зданий) | |||
8 | Цеховые (общепроизводственные) расходы | |||
9 | Общезаводские (общехозяйственные) расходы | |||
10 | Себестоимость производства | |||
11 | Коммерческие расходы | |||
12 | Себестоимость итоговая |
Расчет себестоимости на основе данных таблицы
Изучив все статьи, несложно понять то, как рассчитать себестоимость продукции и что в нее нужно включать. Исключением является строка 9: к общехозяйственным относятся расходы на управленческий аппарат, налоги (транспортный, земельный и др.), отчисления в природоохранные фонды, банковские услуги и прочее. В строке 10 подводят итог всех статей. Затем следуют коммерческие расходы: реклама, представительские, перевозка, хранение и подобные. В итоге складывается общая себестоимость. Отклонения, указанные в последнем столбце, показывают перерасход (-) или экономию (+) ресурсов. По этим результатам специалисты проанализируют причины такой разницы и примут соответствующие меры. Далее рассчитывается себестоимость единицы продукции: итог строки 12 делим на общее количество (объем) изделий. Для расчета продажной стоимости умножаем на НДС, сверху накручиваем процент рентабельности (прибыль).
В чем разница расчетов себестоимости услуг и товаров?
В сфере оказания услуг калькулирование происходит аналогично. Транспортные организации, клубы, медицинские центры тоже интересуются тем, как рассчитать себестоимость услуги, чтобы не оказаться в убытке. Надо отметить, что здесь все немного проще. Из затрат исключают строку 1, поскольку нет надобности в сырье (материалах), а также строку 6 (подготовительные работы). Для фирм, занимающихся продажами, нет проблем с тем, как рассчитать себестоимость товара, а затем и цену его реализации. Все начинается с закупочной стоимости продукции. Затем к ней добавляют торговую надбавку. Стоит заметить, что для разных товарных групп применяются свои наценки, которые давно сформировались в секторе торговли. Так, на продукты они варьируются в интервале 10-35%, а вот до 100% можно «накрутить» на обувь, одежду, сувениры, до 60% – на хозтовары, канцелярию, автозапчасти и т. д. Именно в эти проценты и включаются все затраты, а также прибыль торговой компании.
Для чего необходим анализ затрат?
Ознакомившись с вышеописанными способами формирования цен, можно понять, как рассчитать себестоимость продукции (товара, услуги), оценить сходства и различия. Но при этом необходимо учитывать и такой фактор, как конкуренция. Кроме того, анализ статей калькуляции позволяет увидеть общую картину (насколько своевременным, полным и достоверным является отражение затрат в финансовых документах), а также улучшить контроль за эффективным использованием ресурсов: финансовых, энергетических, трудовых, материальных.
www.syl.ru